07.10.2024

«Индивидуализация методического сопровождения педагога ДОО по совершенствованию профессионально-личностных компетенций»


 Проект на тему: «Индивидуализация методического сопровождения педагога ДОО по совершенствованию профессионально-личностных компетенций», направленный на разработку индивидуальных моделей развития профессионально-личностных компетенций педагога ДОО, способствующие созданию устойчивой системы управления и функционирования ДОО.

С целью оптимизации функционирования ДОО нами проведено исследование по выявлению дефицитов личностного, профессионального и управленческого характера.

Анализ результатов изучения особенностей профессиональной деятельности педагогов ДОО № 232 выявил:

- низкий уровень мотивации педагогов;

- высокий уровень профессионального и личностного выгорания;

- недостаточно сформировано целеполагание в осуществлении собственной деятельности;

- недостаточный уровень знаний технологий работы с детьми и условий реализации ФОП;

- недостаточный уровень эффективности взаимодействия педагогов с целью оптимизации профессиональной деятельности;

- недостаточный уровень осведомленности педагогов о методическом материале регионального и локального уровней.

Выявленные особенности деятельности педагогов ДОО препятствуют достижению высокого качества дошкольного образования, снижают эффективность управленческих решений.

В связи с этим планируется следующая работа:

 - построить Индивидуальный маршрут профессионально-личностного развития педагога ДОО, включающий совершенствование и развитие не только профессиональных, но и личностных качеств педагога ДОО;

- разработать модель индивидуального сопровождения педагога ДОО методической службой ДОО с учетом выявленных дефицитов, что позволит адресно построить работу с педагогом, повысить эффективность управленческих решений.

Работа над проектом сопровождалась изучением опыта работы ДОО г. Краснодара. Были изучены методические продукты, отражающие тему нашего проекта:

1.    Проект «Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175» Г.В. Казаченкова, Л.Н. Ожигова, 2017 г.

2.    Проект «Моделирование педагогического партнерства как фактор повышения качества образования в дошкольных образовательных организациях» И.М. Ушкало, 2019 г.

3.    Методические рекомендации педагогам по составлению индивидуальных образовательных маршрутов. Режим доступа: shkolapervomajskaya-r68.gosweb.gosuslugi.ru

4.    Методические рекомендации по проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута педагогических работников ГБОУ ИРО КК, ЦНППМ, 2021 г. Режим доступа: file:///C:/Users/Operator4/ Downloads/metodicheskie_rekomendacii_po_proektirovaniyu_ii_realizacii_individualnogo_obrazovatelnogo_marshruta

5.    Методическое пособие «Методическое сопровождение педагога в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута»: методическое пособие/ З.К. Омарова, А.А. Кычкина. Махачкала, 2023. - 60 с.

Выводы:

Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности и Модель педагогического партнерства как фактор повышения качества образования в дошкольных образовательных организациях - Не доступны к изучению и диссеминации т.к. не соотвтетсвуют актуальным нормативным документам.

Индивидуальные образовательные маршруты ориентированы на анализ и развитие профессиональных качеств педагогов для успешного прохождения аттестационных процедур.

 Материалы недостаточно отражают содержание работы над развитием личностных качеств, не содержат комплексной модели развития педагога.

Материалы содержат описание особенностей работы с педагогами школ и незначительно с педагогами ДОО.

На пути своей работы были выявлены проблемы:

-Высокий уровень выгорания у педагогов ДОО,

-очень большой объем методической работы у педагогов и администрации,

-большая текучесть кадров в дошкольном образовании г. Краснодара.

И ряд противоречий:

- между необходимостью методического сопровождения аттестационных процедур, наличия большого количества методических документов – стремлением уменьшить документооборот у педагогов и администрации ДОО;

- между высоким уровнем выгорания и текучестью кадров – и низким уровнем мотивации и целеполагания у педагогов;

- между наличием системы по самообразованию педагогов ДОО – и отсутствием показателей личностного развития и роли в профессиональной деятельности.

     Для достижения желаемых результатов были поставлены следующие цели и задачи, которые вы видите на экране.

В ходе работы над проектом будет разработан и апробирован Индивидуальный маршрут профессионально-личностного развития педагога. Для решения поставленных задач необходимо провести мероприятия по диагностике, анализу и совершенствованию системы управления ДОО, системы методического сопровождения, системы самообразования педагогов, системы аттестации педагогов, системы формирования и развития личностных качеств, оценки профессиональных и личностных компетенций.

Цель методического сопровождения педагога ДОО – выявление и устранение профессиональных дефицитов, развитие профессиональных компетенций, актуализация личностных ресурсов педагога и личностно-значимых качеств в аспекте построения Индивидуального маршрута профессионально-личностного развития педагога ДОО.

Механизмы организации методического сопровождения педагога ДОО представляют совокупность следующих активностей:

методы стимулирования развития профессиональной компетентности педагогов ДОО, в том числе поиск лучших практик и авторских педагогических систем обучения, воспитания и развития воспитанников, взаимодействия с родителями и коллегами;

разнообразные формы взаимодействия и сотрудничества, включая построение методических сетей муниципального уровня;

методы стимулирования развития личностной компетентности, профилактики профессионального выгорания;

методы оптимизации управленческих решений, направленных на сопровождение педагогических работников в ДОО.

Под индивидуальной моделью развития профессионально-личностных компетенций педагога ДОО мы применяем следующую систему мер:

- выявление профессионально-личностных дефицитов;

- разработка и реализация Индивидуального маршрута профессионально-личностного развития педагога ДОО;

- корректировка системы управления на индивидуальный подход.

Основные принципы реализации проекта:

• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач,

способов их решения);

• Принцип взаиморазвития (развитие личности ребенка и взрослого — педагога);

• Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения

сознания, пошагового развития личности педагога);

• Принцип саморазвития (создание условий для появления у всех педагогов

установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности,

способов мышления и взаимодействия коллектива);

• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и

особенность личности педагога);

• Принцип создания корпоративной атмосферы обучения и развития, взаимного доверия и уважения, сотрудничества детей, взрослых и администрации (взрослые не только транслируют образцы общения, мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам);

• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии

или деятельности);

• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных

качеств).

Методы реализации проекта вы также видите на экране.

Данный проект мы планируем реализовать в 3 этапа:

Диагностико-аналитический этап (комплексная оценка уровня профессионально-личностной компетентности).

- выявление проблем в профессиональной деятельности и актуализация образовательных потребностей. Средством реализации данного направления является методическое наблюдение, рефлексивный анализ мероприятий, анализ результатов наблюдений.

- выявление проблем личностного развития методом анкетирования, тестирования, самоанализа. Изучаются целеполагание, мотивация, коммуникация, эмоциональное состояние, адаптация, ценности.

На первом этапе разработки проекта были использованы методики:

1.    Диагностика эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой);

2.    Диагностика уровня профессионального выгорания В.В. Бойко (в модиф. Е.Ильина);

3.    Оценка качества услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией. (описаны Поданёвой Татьяной Владимировной/Сибирский педагогический журнал № 5, 2016 г., анкеты МКДО-2022)

Содержательно-технологический этап.

На этом этапе планируется заняться

Саморазвитием педагогов (развивать их профессиональные, психолого-педагогические, методические, информационные, коммуникативные, личностные компетентности) через курсы повышения квалификации, стажировки, семинары, мастер-классы, конференции, тренинги, практикумы, консультации, реализацию самообразовательных программ, и др.).

2 этап предназначен для составления индивидуальной развивающей программы (Индивидуального маршрута) педагога на основе выявленных дефицитов.

Осуществить Систему профессиональной поддержки, методической службой ДОО или муниципалитета (курсы, стажировки, семинары, вебинары, образовательные туры, мастер-классы и др.).

Провести Методическое сопровождение через корпоративную развивающую педагогическую образовательную среду (методическую работу образовательной организации, создание Электронного методического кабинета), персонифицированную деятельность методической службы ДОО, наставничество.

Оценочно-рефлексивный этап: анализ достигнутых результатов, постановка целей и задач на следующий этап, публикация и представление результатов проекта.

Апробация Индивидуальных маршрутов педагогов ДОО предполагается на втором и третьем этапах проекта с ДОО-партнерами, в соответствии с моделью сетевого взаимодействия, которая будет представлена позже.

Таким образом в ходе работы над проектом будут разработаны авторские продукты:

Индивидуальный маршрут профессионально-личностного развития педагога ДОО (ИМ).

2. Модель диссеминации опыта в МО г. Краснодар по теме проекта.

3. Методическое пособие «Индивидуализация методического сопровождения педагога ДОО по совершенствованию профессионально-личностных компетенций».

Разработка Индивидуального маршрута профессионально-личностного развития педагога ДОО – это разработка авторских продуктов, которые будут способствовать развитию системы управления и методического сопровождения, расширению целевой аудитории, повышению статуса педагога ДОО.  Реализация проекта повысит научную валидность педагогических исследований на практике, повысит компетентность педагогов при реализации мероприятий по диссеминации опыта.

Здесь представлена модель диссеминации опыта в МО г. Краснодар по теме проекта.

Задачи, которые мы ставим:

- познакомить с содержанием и продуктами проекта;

- провести апробацию продуктов проекта;

- провести анализ эффективности проекта и корректировку содержания работы и продуктов (при необходимости).       

На подготовительном этапе работы над проектом были:

- заключены договоры о сотрудничестве с детскими садами №134,175,85.

- заключен договор о сотрудничестве с ФГБОУ ВО КГКФКСТ;

- проведено первичное исследование дефицитов педагогов ДОО № 232;

- проведен анализ методической работы в аспекте оценки качества услуг.

Разработка и реализация проекта в организации будет способствовать:

-Улучшению качества работы и личностному развитию педагогов ДОО.

-Улучшению качества управления ДОО, повышению статуса.

 

6 комментариев: