20 декабря 2023 года, в рамках проведения краевой творческой мастерской по теме "STEM - технологии в детском саду" я, Кустова Н.В. со своей коллегой Кишмарией Э.Д. представили опыт работы "Внедрение STEM-технологий в образовательный процесс" в ГБОУ ИРО Краснодарского края.
Опыт работы по внедрению
STEM-технологий в образовательный процесс
МБДОУ МО «Центр – детский сад № 232»
Наш
детский сад МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 232» 05 февраля 2022г.
получил статус инновационной площадки по реализации инновационных проектов
Федерального института современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ». С этого
момента мы запустили научно-исследовательскую работу по реализации STEM-образования
в ДОУ, начали апробацию новых образовательных технологий, расширяем
профессиональную компетенцию педагогов в ходе совместного научно-практического
исследования.
Целью нашей работы является создание условий для практического применения STEM - технологий в образовательной деятельности с детьми, а также развитие творческого потенциала педагогов, формирование и совершенствование их профессиональных умений и навыков.
Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
поиск и решение трудностей в вопросах образования и воспитания, помощь друг другу в овладении инновационными процессами;
формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников;
разработка, составление, апробация и распространение новых педагогических методик, технологий, дидактических материалов, конспектов занятий и т.д.;
включение педагогов в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности;
организация мероприятий, направленных на распространение инновационного опыта работы и продуктов инновационной деятельности;
популяризация и ознакомление со STEM – технологиями родителей дошкольников;
пополнение предметно-развивающей среды.
Выстраивая
образовательную модель в нашем дошкольном учреждении с использованием
STEM-оборудования, мы объединили уже внедренные образовательные программы и
технологии, успешные формы и методы работы, детально проработали
календарно-тематическое планирование и годовые планы. Особенно внимательно мы
взглянули на образовательную нагрузку детей и занятость педагогов, на
подготовку специалистов к занятиям.
Начали мы внедрение в педагогический процесс парциальной программы Т.В. Волосовец с обучения педагогов, демонстрации форм и методов образовательной деятельности в рамках реализации STEM – образования.
Первым
этапом в своей работе мы выделили мероприятия по подготовке персонала,
оборудования и помещения.
Обучение персонала
В течении года 6 педагогов повысили квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Условия организации STEM-образования дошкольников» и получили удостоверения.
Организована
«Стем – лаборатория». Оборудовали специальный функциональный кабинет для работы
с детьми, где проводятся мастер-классы, открытые занятия, и занятия в рамках
дополнительного образования.
Созданы
материально-технические условия.
Оборудование: в помещении имеется детская мебель - столы, стулья, стационарная интерактивная доска, магнитная доска, ноутбук, проектор, подставка для проектора, WEB-камера, штатив для камеры, соответствующее освещение, Театрально-анимационный блок "СОЮЗМУЛЬТ-ЭЛТИ" для создания мультфильмов в различных техниках, куда входит набор для рисования на воде в стиле Эбру, набор для рисование песком, фигурки для теневого театра. Далее, игровой набор "Дары Фребеля" из 14 модулей, применяемые в различных образовательных областях, а также 5 игровых наборов роботов – Робомышь с дидактическими ковриками, программируемый робот, конструктор «Домашние животные», игровой набор «Робот» и управляемый конструктор «Паровоз».
Образовательные модули «Робототехника», «Мультстудия» и «дары Фребеля» располагаются в «Стем-лаборатории», остальные модули «Математика», «Экспериментирование» и «Лего-конструирование» размещаются в групповых ячейках.
Мы создали творческие группы по внедрению в
образовательный процесс ДОУ парциальной модульной программы Т.В. Волосовец
«STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», группы
начали свою работу по реализации образовательных модулей «Дидактическая система
Ф. Фрёбеля», «Экспериментирование с живой и неживой природой»,
«LEGO-конструирование», «Математическое развитие», «Робототехника»,
«Мультстудия «Я творю мир»». По каждому направлению образовательных модулей
составлен план работы. В сентябре педагоги знакомятся с данным планом и
начинают работать по нему в течении года.
Вторым
этапом работы стало знакомство воспитателей и родителей со STEM – технологиями.
Проведены
методические мероприятия по знакомству педагогов с программой Т.В. Волосовец
«STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
организованы открытые просмотры образовательной деятельности и мастер-классы по
данной программе, где мы рассказали, как можно работать с новым оборудованием и
использовать его на занятиях с детьми.
- Мастер-класс «Дидактическая система Ф. Фребеля» - демонстрация форм образовательной деятельности; познакомились с 14ю наборами Фребеля, показали, как можно применять наборы на занятиях с детьми и в каких образовательных областях использовать.
- Мастер-класс «Методика педагогической работы по внедрению в образовательный процесс модуля «Робототехника»». На мастер-классе по «Робототехнике» педагог познакомила воспитателей с набором «Robot Mouse». Рассказала о его применении в работе с детьми дошкольного возраста. Показала, как использовать игры со схемами-маршрутами и набор детского программирования «Robot Mouse», развивающий технические способности дошкольников, а также логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста. Продемонстрировала возможности других программируемых роботов.
- Мастер-класс «Методика работы с мультстудией «Я творю мир»» - применение мультипликационной технологии в образовательном процессе; На мастер-классе мы сделали обзор на станок мультстудии «Союз Мульт Элти», показали в каких техниках можно создавать мультфильмы в условиях ДОУ, рассказали о применении мультипликационной технологии в образовательном процессе, попробовали создать свой мультфильм.
Параллельно
начался третий этап – это апробация программы с детьми среднего и старшего
дошкольного возраста.
Внедрение
Стем-технологий через технологию Гришаевой «Клубный час». На «Клубном часе» у
нас представлены образовательные модули по «Робототехнике» и «Дары Фребеля».
Ребята самостоятельно выбирают себе творческую мастерскую и занимаются там по
20 минут. Как правило дошкольникам представляется выбор не менее чем из 5 творческих
мастерских. Клубный час мы проводим в последнюю пятницу каждого месяца.
Работа
творческих групп по внедрению Стем-технологий в образовательный процесс,
реализуется через проведение занятий и открытые просмотры.
Демонстрация
форм образовательной деятельности в рамках реализации модуля «Дидактическая
система Ф. Фребеля».
Мы провели ряд открытых занятий «Путешествие в весенний лес», «Спешим помочь друзьям».
На этих занятиях мы использовали наборы даров Флебеля или их аналоги. Ребята упражняются в умении подбирать фигуры различной формы и цвета, развивают логическое мышления, быстроту реакции, внимание, зрительную память, развивают двигательную активность детей, составляют целостное изображение предмета из геометрических фигур, развивают мелкую моторику.
Ко дню защиты животных мы провели занятие, с использованием игрового набора Фребеля.
Таким образом мы развиваем в детях добрые чувства сопереживания, желания оказывать помощь; формируем представление о том, что растения и живые существа нуждаются в охране и защите. Ребята на занятиях собирали из геометрических фигурок различных животных, а затем строили для них приюты, домики, используя кубики из строительного набора.
Реализация
образовательного модуля «Математическое развитие».
Ребята осваивают математическое представление через игровую деятельность, таким образом обучение происходит постепенно и комплексно.
«Экспериментальная
деятельность воспитателя с детьми», как средство реализации Стем-образования.
Мы развиваем у ребят познавательную активность, расширяем знания о свойствах предметов, знакомимся с новыми понятиями и инструментами, такие как лупа, микроскоп, пробирка и т.д. и применяем их в экспериментальной деятельности. Например, мы видим на фото, - ребята знакомятся со свойствами песка и воды, знакомятся с микроскопом.
Применение
«Робототехники» в образовательной деятельности.
Используя программируемого робота «Botley», мы развиваем познавательные процессы дошкольников: восприятие, мышления, речь, память, воображение.
Ребята развивают зрительное и пространственное восприятие, направленное на умение работать по схемам, алгоритму, у ребят воспитывается умение работать в команде, парах, формируется навык сотрудничества; через игру с роботами мы закрепляем знания детей о дорожных знаках; развиваем внимание.
Играя с роботом – «Робомышь»
Мы создаем условия для развития логического мышления и навыков алгоритмики у ребят старшего дошкольного возраста. Закрепляем умение ориентироваться в пространстве; передвигаться в заданном направлении и считать шаги; выполнять линейный алгоритм, применять систему условных обозначений, схематизировать, планировать. Также мы закрепляем знания детей о геометрических фигурах, цвете и форме, размере.
Привлекая родителей в совместный образовательный процесс, мы провели конкурс семейного творчества «Конструируем в дружной семье», среди подготовительных групп, это позволило родителям использовать материал, предлагаемый педагогом, в удобное для них время, а также эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома.
Знакомство
детей с образовательным модулем «Мультстудия»
мы начали с того, что познакомили ребят с историей возникновения и видами мультипликации; с технологией создания мультипликационного фильма.
На открытом занятии «Чудо по имени мультфильм» - мы познакомили детей с необычной игрушкой тауматроп, объяснили, как создаётся иллюзия движения в мультфильмах, что при быстрой смене картинок нам кажется, что предмет двигается. Затем дошкольники совместно с педагогом отсняли свой первый анимационный этюд, используя принципы перекладной анимации.
Затем последовали самостоятельные творческие проекты: «Мультфильм руками детей». Ребята работают над интонацией, тембром и силой голоса, учатся изображать голоса животных; учатся изображать как меняется природа в зависимости от времени года; приобретают навыки работы с камерой, компьютером, создают мультфильм, используя принципы перекладной анимации и метод покадровой съемки.
«Живой песок» – формирование навыков рисования песком.
Дети учатся приемам рисования песком на световом столе, знакомятся с техниками песочного рисования.
Ребятам очень нравится процесс создания анимации, ведь они полностью делают все самостоятельно, придумывают персонажей, сценарий, готовят декорации и сами создают мультфильм, это целый серьезный проект для ребенка. А если что-то не получается, то ребята обязательно проговаривают свои ошибки. Очень ценны эмоции ребят, когда они видят результат и хотят поделиться им со всеми.
В нашей копилке уже есть мультфильмы, созданные в технике перекладной анимации, пластилиновая анимация, а также песочная анимация. С одним их этих мультфильмов мы участвовали в международном фестивале авторской мультипликации «Я творю мир», а затем устроили «Мультпремьеру» в музыкальном зале для старших и подготовительных групп, где после просмотра, наградили и поощрили ребят, принимавших участие в создании мультфильма.
С этого года у нас открылась Мультстудия, в качестве дополнительного образования, где занимаются все желающие дети от 5 до 7 лет.
В
этом году с сентября мы включили работу со Стем-технологиями в календарные
планы, 2-3 раза в неделю во 2 половине дня, для детей средних, старших и
подготовительных групп.
Также педагоги продолжают готовит консультации для родителей и педагогов, собирают материалы и цикл дидактических игр и упражнений по Стем-технологиям.
Наши
воспитатели учувствуют в конкурсах и делятся своим опытом, так в конкурсе
«Педвесны» наш педагог стал победителем с конспектом занятия «Спасение робота
Винтика» по робототехнике. А в конкурсе «Воспитатели России» наш педагог заняла
2 место со своей работой по теме: «Использование программируемых роботов в
образовательной деятельности в ДОУ», так же мы публиковали свой «Опыт работы по
внедрению Стем-технологий в образовательный процесс» в Федеральном институте
современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ».
Вывод:
Мы ведем работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). При помощи Стем-технологий мы развиваем интеллектуальные способности дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Важным аспектом данной педагогической системы является успешное использование STEM-технологий в рамках образовательной программы дошкольного образования, а ее образовательные модули – самостоятельно применяются в разнообразных формах образовательного процесса. Также нами написана «Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа по обучению дошкольников основам анимации».
Начиная апробацию STEM-оборудования в нашем дошкольном учреждении, мы обратили внимание, как дошкольники быстро и с легкостью разобрались с техническими возможностями инновационного оборудования. Старшие дошкольники работают небольшими подгруппами, терпеливо ждут своей очереди, чтобы включиться в интересный процесс, при необходимости помогают менее продвинутым сверстникам. Родители воспитанников являются активными участниками мероприятий, непременными помощниками, основными партнерами педагогов.
Целью нашей работы является создание условий для практического применения STEM - технологий в образовательной деятельности с детьми, а также развитие творческого потенциала педагогов, формирование и совершенствование их профессиональных умений и навыков.
Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
поиск и решение трудностей в вопросах образования и воспитания, помощь друг другу в овладении инновационными процессами;
формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников;
разработка, составление, апробация и распространение новых педагогических методик, технологий, дидактических материалов, конспектов занятий и т.д.;
включение педагогов в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности;
организация мероприятий, направленных на распространение инновационного опыта работы и продуктов инновационной деятельности;
популяризация и ознакомление со STEM – технологиями родителей дошкольников;
пополнение предметно-развивающей среды.
Начали мы внедрение в педагогический процесс парциальной программы Т.В. Волосовец с обучения педагогов, демонстрации форм и методов образовательной деятельности в рамках реализации STEM – образования.
Обучение персонала
В течении года 6 педагогов повысили квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Условия организации STEM-образования дошкольников» и получили удостоверения.
Оборудование: в помещении имеется детская мебель - столы, стулья, стационарная интерактивная доска, магнитная доска, ноутбук, проектор, подставка для проектора, WEB-камера, штатив для камеры, соответствующее освещение, Театрально-анимационный блок "СОЮЗМУЛЬТ-ЭЛТИ" для создания мультфильмов в различных техниках, куда входит набор для рисования на воде в стиле Эбру, набор для рисование песком, фигурки для теневого театра. Далее, игровой набор "Дары Фребеля" из 14 модулей, применяемые в различных образовательных областях, а также 5 игровых наборов роботов – Робомышь с дидактическими ковриками, программируемый робот, конструктор «Домашние животные», игровой набор «Робот» и управляемый конструктор «Паровоз».
Образовательные модули «Робототехника», «Мультстудия» и «дары Фребеля» располагаются в «Стем-лаборатории», остальные модули «Математика», «Экспериментирование» и «Лего-конструирование» размещаются в групповых ячейках.
- Мастер-класс «Дидактическая система Ф. Фребеля» - демонстрация форм образовательной деятельности; познакомились с 14ю наборами Фребеля, показали, как можно применять наборы на занятиях с детьми и в каких образовательных областях использовать.
- Мастер-класс «Методика педагогической работы по внедрению в образовательный процесс модуля «Робототехника»». На мастер-классе по «Робототехнике» педагог познакомила воспитателей с набором «Robot Mouse». Рассказала о его применении в работе с детьми дошкольного возраста. Показала, как использовать игры со схемами-маршрутами и набор детского программирования «Robot Mouse», развивающий технические способности дошкольников, а также логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста. Продемонстрировала возможности других программируемых роботов.
- Мастер-класс «Методика работы с мультстудией «Я творю мир»» - применение мультипликационной технологии в образовательном процессе; На мастер-классе мы сделали обзор на станок мультстудии «Союз Мульт Элти», показали в каких техниках можно создавать мультфильмы в условиях ДОУ, рассказали о применении мультипликационной технологии в образовательном процессе, попробовали создать свой мультфильм.
Мы провели ряд открытых занятий «Путешествие в весенний лес», «Спешим помочь друзьям».
На этих занятиях мы использовали наборы даров Флебеля или их аналоги. Ребята упражняются в умении подбирать фигуры различной формы и цвета, развивают логическое мышления, быстроту реакции, внимание, зрительную память, развивают двигательную активность детей, составляют целостное изображение предмета из геометрических фигур, развивают мелкую моторику.
Ко дню защиты животных мы провели занятие, с использованием игрового набора Фребеля.
Таким образом мы развиваем в детях добрые чувства сопереживания, желания оказывать помощь; формируем представление о том, что растения и живые существа нуждаются в охране и защите. Ребята на занятиях собирали из геометрических фигурок различных животных, а затем строили для них приюты, домики, используя кубики из строительного набора.
Ребята осваивают математическое представление через игровую деятельность, таким образом обучение происходит постепенно и комплексно.
Мы развиваем у ребят познавательную активность, расширяем знания о свойствах предметов, знакомимся с новыми понятиями и инструментами, такие как лупа, микроскоп, пробирка и т.д. и применяем их в экспериментальной деятельности. Например, мы видим на фото, - ребята знакомятся со свойствами песка и воды, знакомятся с микроскопом.
Используя программируемого робота «Botley», мы развиваем познавательные процессы дошкольников: восприятие, мышления, речь, память, воображение.
Ребята развивают зрительное и пространственное восприятие, направленное на умение работать по схемам, алгоритму, у ребят воспитывается умение работать в команде, парах, формируется навык сотрудничества; через игру с роботами мы закрепляем знания детей о дорожных знаках; развиваем внимание.
Играя с роботом – «Робомышь»
Мы создаем условия для развития логического мышления и навыков алгоритмики у ребят старшего дошкольного возраста. Закрепляем умение ориентироваться в пространстве; передвигаться в заданном направлении и считать шаги; выполнять линейный алгоритм, применять систему условных обозначений, схематизировать, планировать. Также мы закрепляем знания детей о геометрических фигурах, цвете и форме, размере.
Привлекая родителей в совместный образовательный процесс, мы провели конкурс семейного творчества «Конструируем в дружной семье», среди подготовительных групп, это позволило родителям использовать материал, предлагаемый педагогом, в удобное для них время, а также эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома.
мы начали с того, что познакомили ребят с историей возникновения и видами мультипликации; с технологией создания мультипликационного фильма.
На открытом занятии «Чудо по имени мультфильм» - мы познакомили детей с необычной игрушкой тауматроп, объяснили, как создаётся иллюзия движения в мультфильмах, что при быстрой смене картинок нам кажется, что предмет двигается. Затем дошкольники совместно с педагогом отсняли свой первый анимационный этюд, используя принципы перекладной анимации.
Затем последовали самостоятельные творческие проекты: «Мультфильм руками детей». Ребята работают над интонацией, тембром и силой голоса, учатся изображать голоса животных; учатся изображать как меняется природа в зависимости от времени года; приобретают навыки работы с камерой, компьютером, создают мультфильм, используя принципы перекладной анимации и метод покадровой съемки.
«Живой песок» – формирование навыков рисования песком.
Дети учатся приемам рисования песком на световом столе, знакомятся с техниками песочного рисования.
Ребятам очень нравится процесс создания анимации, ведь они полностью делают все самостоятельно, придумывают персонажей, сценарий, готовят декорации и сами создают мультфильм, это целый серьезный проект для ребенка. А если что-то не получается, то ребята обязательно проговаривают свои ошибки. Очень ценны эмоции ребят, когда они видят результат и хотят поделиться им со всеми.
В нашей копилке уже есть мультфильмы, созданные в технике перекладной анимации, пластилиновая анимация, а также песочная анимация. С одним их этих мультфильмов мы участвовали в международном фестивале авторской мультипликации «Я творю мир», а затем устроили «Мультпремьеру» в музыкальном зале для старших и подготовительных групп, где после просмотра, наградили и поощрили ребят, принимавших участие в создании мультфильма.
С этого года у нас открылась Мультстудия, в качестве дополнительного образования, где занимаются все желающие дети от 5 до 7 лет.
Также педагоги продолжают готовит консультации для родителей и педагогов, собирают материалы и цикл дидактических игр и упражнений по Стем-технологиям.
Мы ведем работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). При помощи Стем-технологий мы развиваем интеллектуальные способности дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Важным аспектом данной педагогической системы является успешное использование STEM-технологий в рамках образовательной программы дошкольного образования, а ее образовательные модули – самостоятельно применяются в разнообразных формах образовательного процесса. Также нами написана «Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа по обучению дошкольников основам анимации».
Начиная апробацию STEM-оборудования в нашем дошкольном учреждении, мы обратили внимание, как дошкольники быстро и с легкостью разобрались с техническими возможностями инновационного оборудования. Старшие дошкольники работают небольшими подгруппами, терпеливо ждут своей очереди, чтобы включиться в интересный процесс, при необходимости помогают менее продвинутым сверстникам. Родители воспитанников являются активными участниками мероприятий, непременными помощниками, основными партнерами педагогов.
Наталья Викторовна, спасибо, что делитесь своим опытом с коллегами! Великолепный материал!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал.
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам .Очень познавательно и интересно.
ОтветитьУдалитьНаталья Викторовна замечательный материал, спасибо,очень интересно! Желаю успехов в дальнейшем развитии!
ОтветитьУдалить